gototopgototop
A+ R A-

Великий зодчий модерна

Оцените материал
(0 голосов)

В таганрогском музее градостроительства и быта открылась выставка «Великий зодчий модерна». Она посвящена 155-летнему юбилею архитектора и основоположника русского модерна – Федору (в католичестве – Францу) Осиповичу Шехтелю. Именно по его проекту построены Чеховская библиотека и здание на улице Фрунзе, в котором ныне располагается музей градостроительства и быта.

Будущий популярный архитектор родился в семье колонистов из Баварии. В начале XIX века его дед, Осип Осипович, перебрался в Саратов. Шехтели торговали вином, золотыми и серебряными изделиями, табаком, различным мануфактурным товаром. Им принадлежали гостиничный двор, ткацкая фабрика, несколько магазинов и домовладений, крахмальный завод. Их магазины помимо Саратова располагались в Красноярске, Енисейске, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Дело Осипа Шехтеля продолжили пятеро сыновей. Старший из них, Франц Осипович Шехтель, занимался организацией общественной жизни Саратова, принимал участие в основании первого в городе литературно-музыкального кружка – Немецкого танцевального клуба, превратил свой загородный сад в увеселительный и назвал его «Тиволи». Там он построил деревянный летний театр с партерами и ложами. Театр впоследствии неоднократно горел и перестраивался, а теперь на его месте стоит современный Саратовский академический театр драмы.

Младший из братьев – отец будущего архитектора Осипа (Иосиф) Осипович Шехтель – в середине 1840-х годов отправился в Санкт-Петербург, где в 1857 году окончил технологический институт. В 1855 году он женился на девушке из петербургской купеческой семьи – Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлиб. 26 июля 1859 года в семье Шехтелей появился сын Франц Альберт (будущий Федор) Шехтель. У него были брат Осип (старше Федора на год) и сестры Александра, Юлия и Мария.

В 1866 году семья вернулась в Саратов, а в феврале 1867-го отец будущего великого зодчего простудился в театре и скоропостижно скончался. Опекунство над семьей взял на себя его брат Франц, однако и он спустя два месяца умер от продолжительной болезни. После его смерти осталось множество долгов, не уплаченных из-за привычки купца «жить на широкую ногу». Семья будущего архитектора – мать и шестеро детей – лишилась средств к существованию. Дарья Карловна отдала младшего из сыновей и старшую дочь на воспитание в чужие семьи. Старшего брата Осипа определили в Мариинскую земледельческую школу. Остальные дети получали домашнее образование. В 1871 году мать уехала в Москву, где устроилась на работу экономкой.

Франц Альберт Шехтель сдал вступительный экзамен и был зачислен во второй класс Саратовской мужской гимназии. Учился Шехтель посредственно, имея приличные баллы лишь по чистописанию, рисованию и черчению. За недостаточные знания по арифметике и латинскому языку его даже оставили на второй год, который стал для него более успешным: он получил «отлично» по священной истории, «хорошо» по русскому языку, «удовлетворительно» по остальным предметам и был переведен в третий гимназический класс.

Летом 1875 года шестнадцатилетний Франц Альберт перебрался в Москву и поселился вместе с матерью. Вскоре он начал работать в мастерской видного архитектора А.С. Каминского. Последний оказал определенное влияние на развитие архитектурного таланта Шехтеля. В соавторстве они проработали более десяти лет.

Затем в 1875 году Ф. Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1878-1879 годах он знакомится с братом своего товарища Антоном Чеховым, и это знакомство перерастает в крепкую дружбу. Чехов называл Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира».

Архитектура была не единственным занятием Шехтеля. Он создавал декорации и костюмы для театральных постановок и народных гуляний, работал в качестве художника-оформителя и рисовальщика, выполнял эскизы костюмов, проекты декораций к спектаклям, выступал оформителем театрализованных представлений. Книжно-журнальная графика Шехтеля появлялась в ряде московских газет, а также в юмористических журналах «Будильник» и «Сверчок», в которых он сотрудничал вместе с Николаем и Антоном Чеховыми под псевдонимом «Ф. Ш.» или «Финь-Шампань». По эскизам Шехтеля был оформлен сборник А.П. Чехова «Пестрые рассказы», обложка «Записок охотника» И.С. Тургенева и ряд других изданий.

Но более всего известен Шехтель-архитектор. Самые известные его работы в стиле русского модерна по сей день украшают Таганрог, Москву и другие города.

Особняк Зинаиды Григорьевны Морозовой, построенный по проекту Шехтеля в 1893-1897 годах, был подарен на свадьбу своей супруге известным меценатом Саввой Морозовым. Шехтель взялся за работу, еще не имея архитектурного образования, но Морозов, чувствуя талантливых людей, не побоялся нанять молодого архитектора и не ошибся с выбором – Шехтель прорабатывал каждую деталь интерьера – до дверных ручек и узоров на потолках. Для интерьерных работ в особняке, пропитанном духом Средневековья, построенном в стиле неоготики, Шехтель привлек Михаила Врубеля. Но жизнь супругов в особняке не была счастливой: отношения их вскоре разладились, а через некоторое время Морозов покончил с собой. Его вдова особняк продала, объяснив, что дух Саввы не дает ей покоя.

На выставке «Великий зодчий русского модерна» можно увидеть фото и чертежи самых известных работ автора, подлинники вещей, когда-то принадлежавших ему лично. Среди них – съемный воротничок, рейсфедер циркулярный («прадед» современного циркуля), рейсшина. Все эти предметы подарены музею правнучкой архитектора Кирой Лазаревой-Станищевой.

Особый интерес вызывают предметы экспозиции из фондов музея. Например, альбом построек Ф.О. Шехтеля на международной выставке в Глазго в 1901 году, украшенный дарственной подписью автора А.П. Чехову, письмо Шехтеля о строительстве центральной библиотеки имени А.П. Чехова, предметы интерьера и посуда в стиле модерн.

 

Юлия Кендыч

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Вход

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Проверка PR и ТИЦ