• Реклама

Первый Российский адмирал

Здесь обсуждаются темы, касающиеся истории нашего города: прошлое Таганрога, исторические места или знаменитые люди Таганрога

Модератор: kortag

Первый Российский адмирал

Сообщение kortag » 05 фев 2011, 15:10

Самым «сухопутным» российским адмиралом считают Франца Яковлевича Лефорта, уроженца горной Швейцарии. Он помог Петру I сделать первые шаги к реформированию государства и созданию первого в России Азовского флота.

Франциск Иаков Лефорт родился 12 января 1657 года в Женеве. Идти по стопам отца-коммерсанта он не захотел и в четырнадцать лет поступил волонтером на военную службу под знамена принца Вильгельма Оранского. По окончании боевых действий жажда приключений привела молодого Франца в Московию, и в 1678 году последовал царский указ: «Принять на военную службу иноземца Франца Лефорта с чином капитана».

Далее были участие в боях и походах, выполнение «ответственных поручений». Вскоре Петр I знакомится с молодым генералом, который становится лучшим другом молодого царя.

Под его руководством были реформированы воинские уставы, построены первые армейские казармы (позже Лефортова слобода, ныне Лефортово). В свою очередь, царский любимец становится в 1691 году генерал-лейтенантом, а в 1693 году – полным генералом. Военно-морской опыт Франц Яковлевич получал на Плещеевом озере, командуя самым большим кораблем Переяславского флота «Марс».

Под Азовом в 1695 году Лефорт командует дивизией, а во время второго азовского похода он становится командующим флотом, получив звание адмирала.

Адмирал (арабское – владыка моря) – командующий флотом. В России звание адмирал (генерал-адмирал) соответствовало чину генерал-фельдмаршала в армии и относилось к I классу по «Табели о рангах». Всего полных адмиралов в России за всю её историю было только восемь (включая императора Павла I и нескольких великих князей).

В архивах сохранилось письмо Лефорта двинскому воеводе Ф.М. Апраксину с требованием доставить корабелов для сооружения Азовского флота. Да же с иностранных купеческих судов по повелению адмирала в Архангельске были насильно сняты по 2 матроса для укомплектовывания строящихся кораблей.

В состав первого в России Азовского флота входили: корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел» , 23 галеры, 4 брандера, 110 транспортных и много мелких судов. Умелое командование Лефортом морскими силами позволило заблокировать крепость Азов с моря и отогнать турецкую эскадру, пытавшуюся помочь осажденному гарнизону. В нескольких стычках на море были захвачены два вражеских корабля с большими запасами вооружения и боеприпасов. Благодаря флоту, в 1696 году Азов был «взят на шпагу».

Чтобы упрочить положение России на Азовском море, необходим был ещё один военно-морской порт. При осмотре залива Петром I, было выбрано место у высокого глинистого мыса под названием Таган-рог. Тридцатиметровые обрывистые берега являлись идеальным местом для возведения цитадели при морской базе. Взобравшись на мыс и оглядев окрестности, царь повелел командующему флотом Лефорту, сопровождавшему Его Царское Величество, строить на этом месте военно-морскую крепость и верфь для кораблей русского флота.

Первые корабли, первый адмирал, первая военно-морская крепость. Россия безудержно рвалась в морские державы. По возвращению победителей в Москву Петр оказал Лефорту особые почести, приветствуя в его лице первые успехи столь любимого им детища – флота.

Для закрепления успехов решено было построить за 2 года 77 кораблей. Работа у адмирала кипела день и ночь. Купеческие «кумпанства» со скрипом, но работу вели: строились передовые по тому времени суда, и да же 50-пушечные «Безбоязнь» и «Громовая стрела», 62-пушечный «Скорпион».
Лефорт наладил постройку судов, но в 1697 году во главе Великого посольства отправляется в Европу.

После возвращения в Москву адмиралу пришлось заниматься многочисленными дипломатическими и организационными делами. Не забывал он и далекую Троицкую крепость на мысе Таган-рог, южный форпост России. Не смотря на трудности с доставкой рабочей силы и материалов, высылались солдаты, усилиями рабочих возводилась неприступная крепость, гавань и доки готовились к приему кораблей, а на рейде доводились до полной боевой готовности боевые корабли. Азовский флот становился грозной силой для врагов России.

Скоротечная болезнь прервала жизнь Франца Яковлевича 12-го марта 1699 года. Адмирала хоронили под гром салюта. Намогильная надпись гласила «Его Царского Величества генерал-адмирал, главный начальник всех сухопутных войск, великий в мире и войне…». Многие европейские газеты написали об этом трагическом событии.

В Швейцарии не забыли своего великого соотечественника и ежегодно отмечают день рождения Лефорта – единственного швейцарца, дослужившегося до звания генерал-адмирала.
А гавань на мысе Таган-рог до сих пор существует, возле неё из крепости вырос Таганрог, которому уже 312 лет. Это красивый южный город, но в нем много улиц и переулков названных именами людей, да же не слышавшем о нашем славном городе, а имена заслуженных россиян, вложивших свои знания и свой труд в судьбу нашего города – забыты!

По мнению доктора исторических наук В.А. Селюнина: «Все наши знаменитости, вся гордость русской истории должны быть увековечены в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц и переулков, в том числе и Ф.Я. Лефорт».

Поэтому не удивительно, что жители Таганрога и вся таганрогская общественность одно время выступали с предложением установить в порту или в ином месте старой части города стелу или памятный знак одному из основателей города – первому адмиралу Российского флота Францу Яковлевичу Лефорту, выполнившего указ царя о начале строительства славного города Таганрога.

Александр Спиридонов т.31-21-21
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21226
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина


Вернуться в История Таганрога

Кто сейчас на форуме

Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей


Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика