• Реклама

Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Таганр

Здесь обсуждаются темы, касающиеся истории нашего города: прошлое Таганрога, исторические места или знаменитые люди Таганрога

Модератор: kortag

Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Таганр

Сообщение kortag » 09 май 2011, 13:25

http://www.taganrog.su/node/16105

В октябре 1941 года на Южном фронте сложилась тяжелая обстановка. Захватив Донбасс, немецкие армии группы «Юг» устремились к Ростову. Его захват открывал гитлеровцам путь на Кавказ, к бакинской и грозненской нефти, к кубанским просторам с миллионами тонн хлеба.

Ожесточенные бои с механизированными частями врага развернулись под Таганрогом. Действия наших войск прикрывали бронепоезда внутренних войск НКВД «Феликс Дзержинский» и № 59. Оба бронепоезда сражались на участке железной дороги Морская — Неклиновка — Матвеев Курган.

На участке Таганрог — Ростов оборону держали воины 36-й бригады НКВД полковника М. Е. Микрюкова. В состав ударной группы южнее Таганрога были также введены бронепоезда 7-го и 8-го отдельных дивизионов.

10 октября 1941 года командир 7-го ОДБП, базировавшегося на станции Самтредиа Закавказской железной дороги, подполковник В. П. Жмакин получил боевой приказ о срочной переброске [53] бронепоездов на Южный фронт. В Ростов прибыли бронепоезда № 27 и 29. В подчинение В. П. Жмакина из состава 8-го дивизиона был передан тяжелый, вооруженный четырьмя 107-миллиметровыми орудиями, бронепоезд № 21 под командованием старшего лейтенанта А. О. Айрапетова.

Бронепоездам предстояло выдвинуться на линию обороны к Таганрогу. Но утром 17 октября гитлеровские танки ворвались в город. Закрепляя успех, танковые лавины врага устремились по узкой полосе побережья Азовского моря к Ростову-на-Дону. По приказу командования 56-й армии бронепоезда 7-го ОДБП были выведены на участок Марцево — Хапры. У станции Бессергеновка бронепоезд № 27 вступил в бой с передовым отрядом захватчиков. Его командир старший лейтенант Сидоров получил приказ заместителя командира дивизиона капитана И. З. Алхазашвили: любой ценой остановить рвущиеся к Ростову танки.

Курсируя на большой скорости, осыпаемый вражескими снарядами, бронепоезд № 27 сражался с фашистскими танками, беспощадно уничтожая их. Гитлеровцы обрушили на стальную крепость многочисленные удары авиации и артиллерии. Прямым попаданием бомб был поврежден котел паровоза, пробита тормозная магистраль. Из строя вышли три орудия. Осколками снарядов заклинило башню 2-й бронеплощадки. Но экипаж, все его бойцы, мужественно, не дрогнув, отбивали атаки фашистов: свое задание «Остановить врага любой ценой!» они поняли сердцем.

Командир орудия сержант Н. Рудак, наводчик В. Анищенков, артиллеристы Гулякин и Якобишвили вели сокрушительный огонь по вражеским машинам. Вскоре погибли Гулякин и Якобишвили. Н. Рудак и В. Анищенков, оставшись вдвоем, в пороховом дыму стреляли из орудия, работая за целый расчет. Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков. Как вспоминал бывший пулеметчик этого бронепоезда А. А. Куренков, за мужество, проявленное в бою, сержант Н. Рудак был награжден орденом Ленина, наводчик орудия В. Анищенков — орденом Красной Звезды, а машинист бронепоезда Ш. Цикаришвили — медалью «За отвагу».

Их подвиг среди сражавшихся здесь экипажей бронепоездов не исключение. На здании вокзала станции Таганрог-Пассажирский установлена мемориальная доска. Из надписи на ней мы узнаем, что 14–17 октября 1941 года на участке Марцево — блокпост 694, обороняя Таганрог, приняли последний бой бойцы бронепоездов № 14, 45 и 59. Все они входили в состав 8-го ОДБП под командованием подполковника И. А. Суханова.

Проявив мужество в схватке с многократно превосходящими силами врага, нанеся ему большие потери, погибли комиссар дивизиона старший политрук Тюфяев, командир бронепоезда № 45 младший лейтенант Аленкин, командир 2-й бронеплощадки младший лейтенант Довгалев.

На станции Морская на острие танкового удара находился бронепоезд № 59 под командованием капитана А. Д. Харебавы. Командир взвода разведки лейтенант Гринчук доложил капитану А. Д. Харебаве: «Вижу на подходе 18 танков, около 30 автомашин с пехотой и колонну мотоциклистов, примерно 200 машин». И услышал: «Полный вперед!» «Есть полный вперед!» — повторил команду помощник машиниста Г. А. Шеляг. Бронепоезд, вырвавшись из-за поворота, встретился с вражеской техникой. «По танкам — бронебойным, по пехоте шрапнелью — беглый огонь!» — одна за другой зазвучали команды А. Д. Харебавы. Артиллерийские расчеты действовали слаженно. Загорелись вражеские танки и грузовые автомобили, по полю рассыпались поврежденные мотоциклы. Пулеметные очереди неслись вслед убегающим гитлеровцам. За пять минут было подбито десять танков и самоходных установок.

Враг продолжал напирать, подбрасывая свежие силы. Гитлеровцы повели массированный обстрел движущейся стальной крепости. Был поврежден путь отхода, и бронепоезд оказался в окружении. Десять вражеских самолетов было брошено против героического экипажа. Кольцо стало сжиматься. Огонь фашистов становился интенсивнее. Командир бронепоезда капитан А. Д. Харебава и комиссар политрук Гавриленко приняли твердое решение: стоять до последнего.

Окруженный бронепоезд продолжал сражаться. Под бомбовыми ударами вражеской авиации, уходя от попаданий, он не прекращал вести огонь. По броне беспрерывно стучали осколки, оставляли на ней свой след снаряды. Командир орудия старший сержант С. Лисицын занял место раненого наводчика и посылал по немецким танкам снаряд за снарядом. У пулеметчика М. Сигала в кожухе «максима» закипала вода, и все же он заставлял пулемет косить рвавшихся к бронепоезду немецких солдат. Помощник машиниста старший сержант Г. Шеляг встал за реверс вместо убитого машиниста бронепаровоза.

Взрывы бомб повалили набок паровоз и вторую бронеплощадку. Среди погибших был капитан А. Д. Харебава. Бойцы вели теперь огонь по вражеской пехоте из единственного уцелевшего зенитного пулемета. И сколько немецких солдат сложили тут головы, сказать даже трудно. Но фашистские летчики вскоре довершили разрушение бронепоезда. Автоматчики, прорвавшись к железной дороге, расстреляли раненых, контуженных, оглушенных взрывами бойцов бронепоезда. Расправлялись даже с мертвыми. Из экипажа бронепоезда № 59 в том бою осталось в живых только шестеро: С. Лисицын, Г. Шеляг, Г. Сокол, М. Сигал, М. Карагод, Н. Шкарейчук. Прошли годы и пионеры Таганрогской школы № 31 разыскали братскую могилу павших бойцов, установили мемориальную доску.
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21689
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение hunter » 10 май 2011, 09:55

Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков.


Интересно сколько он реально подбил танков?
Парочка была хотя бы?
Последний раз редактировалось hunter 14 май 2011, 21:39, всего редактировалось 1 раз.
По Вторникам и Четвергам
Аватар пользователя
hunter
Долгожитель форума
Долгожитель форума
 
Сообщений: 1409
Зарегистрирован: 26.07.2007
Репутация: 0
Пол: мужчина
Национальный флаг:
Tibet

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение sasa » 10 май 2011, 10:11

Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.
Аватар пользователя
sasa
Долгожитель форума, Золотое перо
Долгожитель форума, Золотое перо
 
Сообщений: 20245
Зарегистрирован: 16.02.2008
Откуда: skif-tag.livejournal.com
Репутация: 19
Пол: мужчина
Национальный флаг:
Great Britain

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kobiakov oleg » 10 май 2011, 10:49

sasa писал(а):Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.

Да ,не самое удачное изобретение...
kobiakov oleg
Золотое перо
Золотое перо
 
Сообщений: 1325
Зарегистрирован: 25.03.2011
Репутация: 0
Пол: Не указано

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение liman05 » 10 май 2011, 12:20

hunter писал(а):
Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков.


Интересно сколько он реально подбил танков?
Парочка была хотя бы?
16 и подбил. А если есть сомнения- напишите в Штаты.Вам дадут правдивую инфу.
Аватар пользователя
liman05
За Веру, Царя и Отечество.
 
Сообщений: 9595
Возраст: 58
Зарегистрирован: 15.02.2010
Откуда: Русская деревня
Репутация: 16
Пол: Не указано
Национальный флаг:
Russia

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kortag » 10 май 2011, 15:01

sasa писал(а):Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.
В 1941-45 хорошо себя зарекомендовали бронепоезда с зенитным вооружением - как предвижные зенитные батареи, которые можно было подтянуть на ж/д узел в нужное время
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21689
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение sasa » 10 май 2011, 15:04

kortag писал(а):
sasa писал(а):Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.
В 1941-45 хорошо себя зарекомендовали бронепоезда с зенитным вооружением - как предвижные зенитные батареи, которые можно было подтянуть на ж/д узел в нужное время
Да куда там подтянуть при таком трафике эшелонов... Кроме того, это замечательная мишень, и супер уязвимая. Одно попадание, при чём даже не подлетая близко, просто по рельсам, и он уже труп...
Аватар пользователя
sasa
Долгожитель форума, Золотое перо
Долгожитель форума, Золотое перо
 
Сообщений: 20245
Зарегистрирован: 16.02.2008
Откуда: skif-tag.livejournal.com
Репутация: 19
Пол: мужчина
Национальный флаг:
Great Britain

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kobiakov oleg » 10 май 2011, 15:09

Во время антитеррористической операции в Чечне действовали отряды «спецпоездов» под эгидой Железнодорожных войск России.
В 1941 году, бронепоезд «Козьма Минин» строили сотни железнодорожников и рабочих города. Нынешний, получивший имя своего старшего собрата — «Козьма Минин», строили сотрудники ОМОНа «Ястреб» Волго-Вятского ГУВД на транспорте. Спецпоезд «Козьма Минин» омоновцы сами собирали из того, что нашлось на близлежащих станциях — несколько платформ и старых вагонов. Целесообразность строительства данного «бронепоезда» вызывает сомнение. Имеющиеся в наличии ранее указанные спецпоезда железнодорожных войск вполне обеспечивают успешное выполнение стоящих перед ними задач. Видимо, здесь основную роль сыграло чувство удовлетворения у командования Внутренних войск, что у них теперь есть свой «бронепоезд».
Зато огневая мощь «Козьмы Минина» внушает уважение — две счетверённые зенитные пулемётные установки ЗПУ-4 (4 х 14,5-мм пулемёта КПВТ), БМП-2 и около десятка станковых автоматических гранатомётов АГС-17 и пулемётов.
В целом, в ходе выполнения боевых задач личным составом спецпоездов на участке Ханкала-Гудермес-Червленая-Узловая-Моздок было обнаружено и уничтожено большое количество фугасов и других взрывоопасных предметов.
В 2009 году в прессе появилась информация о том, что два бронепоезда Железнодорожных войск Минобороны могут быть вновь привлечены к обеспечению безопасности на Северном Кавказе.
kobiakov oleg
Золотое перо
Золотое перо
 
Сообщений: 1325
Зарегистрирован: 25.03.2011
Репутация: 0
Пол: Не указано

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение liman05 » 10 май 2011, 15:12

kobiakov oleg писал(а):В 2009 году в прессе появилась информация о том, что два бронепоезда Железнодорожных войск Минобороны могут быть вновь привлечены к обеспечению безопасности на Северном Кавказе.

Тока, разве, что за пивом гонять.
Аватар пользователя
liman05
За Веру, Царя и Отечество.
 
Сообщений: 9595
Возраст: 58
Зарегистрирован: 15.02.2010
Откуда: Русская деревня
Репутация: 16
Пол: Не указано
Национальный флаг:
Russia

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kortag » 10 май 2011, 15:22

sasa писал(а): Да куда там подтянуть при таком трафике эшелонов... Кроме того, это замечательная мишень, и супер уязвимая. Одно попадание, при чём даже не подлетая близко, просто по рельсам, и он уже труп...
То понятное дело, но несколько эшелонов без прикрытия - еще хуже.
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21689
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kortag » 10 май 2011, 16:01

kobiakov oleg писал(а):Во время антитеррористической операции в Чечне действовали отряды «спецпоездов» под эгидой Железнодорожных войск России.
По ТВ показывали репортаж, так в одном из бронепоездов использовался вагон 1913 года постройки - настоящий вагон бронепоезда. Боец показывал внутринности вагона и говорит - вот для винтовок крепления (штук на 10), но мы, конечно, ими не пользуемся, тудно автомат здесь закрепить.
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21689
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение Гарик 61rus » 13 май 2011, 11:35

sasa писал(а):Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.


Чем же был так плох бронепоезд? При наступлении, согласен, от него проку мало. Однако при обороне ж/д узлов в 41-42 годах это был существенный козырь, так как он мог внезапно для врага прийти на помощь обороняющимся войскам и оказать мощную огневую поддержку.
Аватар пользователя
Гарик 61rus
Пользователь форума
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 30.05.2010
Репутация: 0
Пол: Не указано

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение tanga » 13 май 2011, 12:31

Пока существовало понятие железнодорожных перевозок и была развитая ж/д инфраструктура, существование бронепоездов тоже было оправданным. Те же немцы почему-то даже в наступлении не гнушались таким способом размещения артиллерии и прочих средств огневой поддержки, а уж они-то в военной теории и практике были традиционные авторитеты.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Ornst/(071112172156)_003r.jpg
Аватар пользователя
tanga
Герой форума
 
Сообщений: 3356
Зарегистрирован: 04.06.2010
Репутация: 0
Забаненный пользователь
Пол: Не указано

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение kortag » 19 окт 2011, 14:46

Вроде на Марцево таможенники провели небольшое мероприятие и установили табличку в память павших. Машинистом на одном из бронепоездов тогда погиб таганрожец. Были его потомки.
kortag
Медаль "За Заслуги"
Медаль "За Заслуги"
 
Автор темы
Сообщений: 21689
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14.03.2008
Репутация: 28
Пол: мужчина

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение DOD1971 » 21 окт 2011, 19:04

sasa писал(а):Трудно представить себе что либо более глупое и бесполезное чем бронепоезд...
Ну, может ещё в ПМВ это было актуально, и то под большим вопросом.

Уважаемый, ЖД как структура находилась да и находится под пристальным вниманием военных структур, если в МФ существует различные военные боевые корабли, то почему на ЖД не могут существовать боевые поезда, ведь не везде возможно организовать прикрытие танками и мото-пехотой, а по вашему высказыванию и пожарные поезда глупость, ведь реальный выезд со станции состовляет порядка получаса.
Аватар пользователя
DOD1971
Долгожитель форума
Долгожитель форума
 
Сообщений: 996
Возраст: 46
Зарегистрирован: 31.10.2009
Репутация: 1
Пол: мужчина
Национальный флаг:
Russia

Re: Когда выбора нет:8-й дивизион бронепоездов в боях под Та

Сообщение mirgorodski » 22 окт 2012, 13:17

DOD1971 писал(а):Уважаемый, ЖД как структура находилась да и находится под пристальным вниманием военных структур, если в МФ существует различные военные боевые корабли, то почему на ЖД не могут существовать боевые поезда, ведь не везде возможно организовать прикрытие танками и мото-пехотой, а по вашему высказыванию и пожарные поезда глупость, ведь реальный выезд со станции состовляет порядка получаса.


абсолютно с Вами согласен.

на Ebay какое-то время назад продавалась фотография немецкая с подбитым бронепоездом под Таганрогом, я аукцион не выиграл, поэтому пардон за качество
Изображение
Аватар пользователя
mirgorodski
Почетный форумчанин
 
Сообщений: 259
Зарегистрирован: 07.09.2012
Репутация: 1
Пол: мужчина



Вернуться в История Таганрога

Кто сейчас на форуме

Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей


Проверка PR и ТИЦ Яндекс.Метрика